До 1630 года на территории района были образованы д.Большая Кеть, Тархово, Чалбышево. Местное население составляли родовые группы остяков (кетов). У кетоязычных племен хозяйство было примитивным, преобладали патриархальные отношения. Основным источником существования являлись пушной промысел, рыбоводство, скотоводство. Кеты, расселившись в таежных районах, занимались охотой на белку, соболя, колонка, крупного зверя (лоя, оленя), рыбной ловлей, плавили железо. Приведение (под высокую государеву руку» сохранило Енисейских кетов от исчезновения, как этноса. Еще каких то 40-50 лет и кеты, зажатые между тунгусами и селькупами, прекратили бы свое существование, будучи истребленными и ассимилированными более многочисленными соселями.
На территории Пировского района в 17 веке находились Макуцкая волость на реке Кемь в районе с.Бельское и Ямышская волость в районе с.Б-Кеть.
В 1666 году обследовавший Енисейский уезд Тобольский сын боярский К.Ховров с целью расширения десятинной пашни, писал в Тобольск о «великих и хлеборобных полях», об обилии покосов и строевых «красных лесов» в этом пустынном районе.
В 1668 году был образован Бельский острог. Там Енисейский воевода Кирилл Аристархович Яковлев поселил 40 беломестных казаков. В начале Бельский, а затем построенный в 1669 году Кемский острог, стали серьезной преградой для киргизов, от набегов которых очень страдало местное население.
В 1668 году в Енисейский уезд было прислано из Тобольска 30 семей ссыльных людей. Они были поселены слободой на реке Белой, на десятинную пашню, урожай с которой должен был обеспечить нужды г.Мангазеи. Учреждение Новомангазейской слободы было возложено на сына боярского А.Пирова, поэтому в народе слобода закрепилась под названием Пировщина. Отсюда и название района – ПИРОВСКИЙ.
В 60-х годах начинается промышленное освоение Пировского района. Район богат лесом. Но прежде чем начать лесозаготовки необходимо было наладить транспортное сообщение. Строительство железной дороги Ачинск-Абалаково – важный этап развития экономики района.
В 1963 году началось строительство железнодорожных станций «Пировская», Б-КЕть, Чайда, Малая Кеть.
В 1965 году пошел первый товарный состав, к нему начали подцеплять пассажирский вагон.
В 1963 году появились первые промышленные поселки: Лесной и СУ-39, затем появились Кетский и Пировский леспромхозы. Построили школу, начали прокладывать автомобильные дороги. Лесозаготовители Кетского леспромхоза первыми в крае начали заготовку древесины новым промышленным способом.
В год деловой древесины выдавалось 299 тыс.м.куб – это примерно 3400 вагонов.
В районе работали так же маслозавод, объединение «Сельхозтехника», два лесхоза, строительные организации.
В 70-80 годах действовали 33 школы, в них обучалось 2600 детей, работали 202 учителя. Для медицинского обслуживания населения в районе были 2 больницы на 150 коек, работали 16 врачей, медицинскую помощь на местах оказывали 19 фельдшерско-акушерских пунктов.
На территории района имелось 48 учреждений культуры. Книжный фонд в библиотеках района составлял 102840 экз. В системе потребкооперации работало 68 магазинов, 3 предприятия общественного питания.
Сельское хозяйство представляли 5 колхозов и совхоз «Чалбышевский». В хозяйствах было задействовано 337 тракторов, 176 зерновых комбайнов, 67 грузовых автомобилей.
С 1954 по 1973 год в районе было освоено 30 тысяч гектаров целины.
На Пировской земле жили многие замечательные, известные в российской истории люди: Т.Бордачев – один из активнейших участников восстания на броненосце «Потемкин», К.Иванов – один из первых русских летчиков, Е.Белинский – будущий герой Советского Союза, Г.Ермошкин – первый директор Пировской МТС, впоследствии герой Социалистического труда. Игнатий Рождественский – известный поэт и прозаик.